Забайкальский край вошел в число субъектов – получателей субсидии из федерального бюджета на организацию здорового горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях.
Средства федеральной субсидии будут направлены организацию бесплатного здорового горячего питания всех обучающихся 1-4 классов с 1 сентября 2020 года.
Здоровое питание предусматривает первый прием пищи ребенком дома с учетом режима дня и организации образовательного процесса.
В школе обучающиеся обеспечиваются горячим питанием в виде завтрака и (или) обеда в зависимости от режима (смены) обучения во вторую или третью перемены.
Завтрак должен состоять из горячего блюда и напитка, рекомендуется добавлять ягоды, фрукты и овощи. Обед должен включать закуску (салат или свежие овощи), горячее первое, второе блюдо и напиток.
Меню разрабатывается на период не менее двух учебных недель, с учетом требуемых для детей поступления калорийности, белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов, необходимых для их нормального роста и развития.
Независимо от организационных правовых форм, юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией и (или) обеспечением горячего питания обучающихся, обеспечивают реализацию мероприятий, направленных на охрану здоровья обучающихся, в том числе соблюдение требований качества и безопасности, сроков годности, поступающих на пищеблок продовольственного сырья и пищевых продуктов; проведение производственного контроля и контроля качества и безопасности готовой продукции.
Ответственным лицом за организацию и качество горячего питания обучающихся является общеобразовательная организация.
Плановые мероприятия по обновлению инфраструктуры и оборудования школьных пищеблоков будут проводится в период с 2020 по 2023 годы.
Нормативно-правовая база (федеральное законодательство, региональное и т.д.)
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (последняя редакция)- www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Постановление Правительства РФ от 20 июня 2020 г. № 900 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования»-
Федеральный закон от 01 марта 2020 года № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»-
Закон Забайкальского края «Об обеспечении льготным питанием отдельных категорий обучающихся и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края отдельным государственным полномочием по обеспечению льготным питанием детей из малоимущих семей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Забайкальского края» от 25 декабря 2008 года № 88-ЗЗК —
Приказ Минобразования Забайкальского края от 28 сентября 2020 года № 936 «Об утверждении рекомендаций по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях Забайкальского края»;
Приказ Минобразования Забайкальского края от 02 октября 2020 года № 951 «Об утверждении стандарта качества оказания услуги по обеспечению горячим питанием обучающихся 1-4 классов государственных и муниципальных образовательных организаций»;
Методические рекомендации МР 2.4.0180-20 «Родительский контроль за организацией питания детей в общеобразовательных организациях» —
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» —
Организация питания в школе в 2024 – в 2025 учебном году
· Столовая расположенная в г. Краснокаменск в МАОУ «СОШ № 5» рассчитана на 150 посадочных мест.
· За каждым классом закреплены определенные столы.
· Отпуск обучающимся питания в столовой организован в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.
· Бесплатное питание получают обучающиеся льготных категорий и все ученики 1-4 классов.
· Обучающиеся, не получающие бесплатного питания, имеют возможность питаться за родительские средства.
· Если у обучающегося есть медицинские показания для диетического питания, то родителям (законным представителям) необходимо принести медицинскую справку в школу, с перечнем запрещенных продуктов для данного заболевания. Питание будет организованно по диетическому меню, разработанное с учетом индивидуальных особенностей и предписаний врача.
В столовой МАОУ «СОШ № 5» организатором питания является УМП «ЮНРОС»
Стоимость питания
На I уровне обучения – бесплатно, за счет средств Федерального, регионального и муниципального бюджетов;
Для обучающихся с ОВЗ – двухразовое бесплатное питание за счет средств муниципального бюджета
для обучающихся из малообеспеченных семей 5-11 классов - бесплатно за счет средств регионального и муниципального бюджетов.
На II и III уровне обучения (родительская оплата) – 96,00 рублей
Льготное питание предоставляется обучающимся 5-11 классов, имеющим документы для следующих категорий:
Малообеспеченные семьи;
Ребенок с ОВЗ.
Родители (законные представители) предоставляются следующие документы:
Заявление на обучающихся по форме;
Заключение ПМПК;
Справку о том, что семья имеет доход ниже прожиточного минимума.
Обучающиеся льготной категории с 5 по 11 классы питаются организованно с классом.
Льготное питание может быть прекращено на основании заявления от одного из родителей, оформившего документы в связи с:
Утратой статуса многодетной семьи (достижение 18 лет одного из детей – для многодетных семей);
Утратой статуса малоимущности (срок действия справки);
Достижение 18 лет учащегося школы.
Столовая Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» начала свою работу 11 января 1977 года, когда здание школы открыло двери для учеников. Школьная столовая является подразделением Унитарного муниципального предприятия «ЮНРОС» и работает в соответствии с Правилами внутреннего распорядка для Унитарного муниципального предприятия «ЮНРОС». Располагается столовая на первом этаже школьного здания. Объемно-планировочные , конструктивные решения и санитарно-техническое обеспечение помещений столовой соответствуют СанПиН 2.4.5.2409-08.
Помещение столовой состоит из прихожей, где располагаются рукомойники, обеденного зала на 240 посадочных мест и кухни, которая отделена от зала раздаточным прилавком. Кухня разделена на помещения для приготовления пищи и мойки посуды. Моечная оснащена промышленной посудомоечной машиной. Школьная столовая оснащена технологическим и холодильным оборудованием, посудой и мебелью на 100%. Общая площадь столовой составляет 200 кв.м, в том числе обеденный зал – 170 кв.м.
В прихожей располагаются 10 рукомойников и один фонтанчик для питья. Стены прихожей выложены кафельной плиткой, которая легко моется и поддается санитарной обработки.
Из прихожей через два проема в стене можно попасть в обеденный зал. Стены выкрашены в салатный цвет, украшены натюрмортами. На окнах - тюль с ламбрекеном в одной цветовой гамме со стенами. Обеденные столы для учащихся расположены в 4 ряда. Всего 21 стол для учеников и 1 – для педагогов. За каждым столом может разместиться 12 человек. Обеденные столы накрыты клеенчатыми скатертями, возле каждого стола – по четыре скамейки. Стол для грязной посуды отделен от обеденной зоны решеткой, на которой расположен уголок «Организация школьного питания» .
Рядом с раздаточным прилавком располагается касса. Над кассой – уголок потребителя, где находятся перспективные месячные меню завтраков и обедов, полезная информация, советы, книга жалоб.
Кухня представляет из себя современный технологический комплекс для приготовления пищи.
Коллектив работников столовой согласно штатному расписанию состоит из 11 человек, в том числе 5 поваров, двое из которых имеют среднее профессиональное образование, а трое – начальное профессиональное . Приготовление пищи ведется в соответствии с перспективным месячными меню завтраков и обедов. Повара готовят блюда по технологическим картам.
Столовая работает в соответствии с графиком. Организованное питание детей осуществляется в соответствии с приказом на начало года и графиком питания : после второго урока обеих смен питаются учащиеся начальной школы, после третьего – учащиеся среднего и старшего звена. Стоимость организованных завтраков и обедов определяется предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении – ЮнРОС . Оплату за питание детей производят родители. Однако, для детей из малоимущих и неблагополучных семей организовано питание за счет муниципального бюджета на основании Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление бесплатного питания детям из малоимущих семей, обучающихся в Муниципальном общеобразовательном учреждении«Средняя общеобразовательная школа № 5» Муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края. Свободная продажа осуществляется после четвертого урока первой смены.
Так как количество работников ограничено и с целью трудового воспитания школьников в школе в соответствии с локальным актом организовано дежурство классов по столовой. В обязанности дежурного класса входит накрыть столы к организованному питанию учащихся , контролировать порядок во время питания и уборку грязной посуды после еды. За порядок во время приема пищи ответственность несут классные руководители (организованное питание) и дежурный администратор (свободная продажа).
Вопросы здорового сбалансированного питания рассматриваются на занятиях кружка «Азбука здоровья», который посещают учащиеся 2-х классов, на уроках «окружающий мир» и ОБЖ. Кроме этого на всех возрастных параллелях и с детьми и их родителями ведется работа по привитию навыков здорового питания в соответствии с разработанным планом.
Контроль производственной деятельности школьной столовой осуществляется в соответствии с Программой производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий в организациях общественного питания. Условия и сроки хранения продуктов соответствуют СанПин 42-123-4117-86.
Информация об условиях охраны здоровья учащихся
Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников:
- социальные, экономические и экологические условия окружающей действительности;
- учитывает факторы риска, имеющие место в образовательном учреждении, которые приводят к ухудшению здоровья обучающихся;
- учитывает фактор негативного популяционного сдвига в здоровье обучающихся, воспитанников и всего населения страны в целом;
- опирается на систему знаний, установок, привычек, формируемых у обучающихся в процессе обучения, правил поведения.
Особенности отношения обучающихся к своему здоровью существенно отличаются от такового у взрослых, т.к. отсутствует опыт «нездоровья» (за исключением детей с хроническими заболеваниями), затруднен прогноз последствия своего отношения к здоровью.
Обеспечение охраны здоровья обучающихся, воспитанников проходит по семи направлениям.
1. Целостность системы формирования культуры здорового образа жизни обучающихся
В основной образовательной программе школы, уставе и локальных актах, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, отражена системная деятельность по формированию культуры здорового образа жизни. В частности направление воспитательной работы в школе на воспитание физической культуры, готовности к самостоятельному выбору здорового образа жизни.
Основные задачи данного направления: формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровью, системы знаний, навыков и личного опыта, позволяющих сознательно вести здоровый образ жизни; создание условий для активизации субъектной позиции ребенка в реализации норм здорового образа жизни, формирование культуры здоровья, готовности поддерживать здоровье в оптимальном состоянии, воспитание умения выработать индивидуальную программу охраны здоровья, потребности в знаниях о физической культуре и спорте.
Средством реализации данного направления являются следующие мероприятия и творческие дела: туристические походы, спортивные турниры, эстафеты, спортивные перемены, физкультминутки на уроках, проведение месячников ПДД и Декады здоровья.
В образовательной организации организовано взаимодействие с правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения.
2. Соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения учащихся.
Состояние и содержание территории, здания, оборудования соответствуют требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.
Имеется помещение столовой для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил.
Учебные кабинеты оснащены естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом, необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарно – гигиенических правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Кабинет медицинского сопровождения оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630–10. На основании заключённых договоров медицинское сопровождение обучающихся школы осуществляют специалисты ГУЗ КБ №4. В школе работают квалифицированные специалисты, обеспечивающие проведение оздоровительной работы с обучающимися: преподаватели физической культуры, социальный педагог.
3. Рациональная организация образовательного процесса
В школе реализуется Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, ориентированная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. В рамках программы реализуются спортивно-оздоровительные проекты «Красота и грация», «Спортландия», «Успешный ученик». При организации учебного процесса соблюдаются санитарные нормы, предъявляемые к его организации: объем нагрузки в часах, время на самостоятельную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей в двигательной активности.
Преподаватели школы при использовании технических средств обучения, ИКТ соблюдают здоровьесберегающий режим, учитывают требования санитарных правил.
Физкультурно-оздоровительная работа ведется с обучающимися всех групп здоровья.
4. Организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни.
Школа организовывает взаимодействие с организациями по физической культуре и спорту
В школе работает библиотека, в фондах которой имеется научно-публицистическая, научно-методическая, детская литература по вопросам здоровьесбережения.
5. Организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися.
Наличие безопасной поддерживающей среды в ОУ: благоприятный психологический климат, участие школьников в проектах по профилактике ПАВ. Реализация программ по профилактике различных видов зависимостей, в том числе программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних: «Полезные привычки. Полезные навыки. Полезный выбор»; «Свободный»; «Разговор о правильном питании». А так же в школе в системе проходят тематические мероприятия, классные часы , анкетирование по выявлению факторов риска распространения ПАВ и его оценка.
6. Комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Использование в повседневной воспитательной работе рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний. Организация качественного горячего питания обучающихся в соответствии с требованиями санитарных правил. Организация питания обучающихся и работников школы обеспечивают работники «Юнрос». Все обучающиеся школы обеспечиваются организованным горячим питанием, а так же реализуются готовые блюда и буфетная продукция в достаточном ассортименте за наличный расчёт. При формировании рациона питания детей и подростков в приготовлении пищи соблюдаются основные принципы организации рационального, сбалансированного, щадящего питания, предусматривающего:
• соответствие энергетической ценности рациона возрастными и физиологическими потребностями детей и подростков;
• обеспечение в рационе сбалансированности основных пищевых веществ в граммах;
• восполнение дефицита витаминов и других микроэлементов в питании школьников за счёт корректировки рецептур и использовании обогащённых продуктов;
• технологическая обработка продуктов, обеспечивающая вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности;
• соблюдение оптимального режима питания и распределения суточного рациона по отдельным приёмам пищи в течение дня
Привлечение педагогических и медицинских работников к работе по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
7. Мониторинг сформированности культуры здорового образа жизни обучающихся.
Наличие аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся, включение этих сведений в ежегодный отчет ОУ.
Проведение социологических исследований на предмет удовлетворенности обучающихся, родителей комплексностью и системностью работы ОУ по сохранению и укреплению здоровья, а также на предмет наличия благоприятного мнения об образовательном учреждении.