В период с 24 по 30 октября 2016 года в МАОУ "СОШ №5" прошел Единый урок по безопасности в сети Интернет.
Цель проведения занятий - обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде. Задачи:
1) информирование обучающихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации;
2) информирование обучающихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно- телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);
3) ознакомление обучающихся с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних;
4) обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде, то есть намеренное и регулярное причинение вреда: запугивание, унижение, травля, физический и психологический террор - одним человеком или группой людей другому человеку с использованием электронных форм контакта) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия);
5) предупреждение совершения обучающимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
В рамках урока «Интернет-безопасность» в начальных классах учащиеся ознакомились : - с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи; - как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), мобильной (сотовой) связи, как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет; - как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывания в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.
На уроках продемонстрированы возможности детских поисковых систем http://kids.quintura.ru, http://agakids.ru и детского браузера http://www.gogul.tv, а также учащихся познакомили с детскими социальными сетями: - http://cyberpapa.ru/, - http://interneshka.net/, - http://kinderonline.ru/detskiy_portal.html, - http://1dnevnik.ru/, - http://www.detkino.ru. Для отбора содержания урока использованы материалы сайта www.detionline.com (видеоматериалы, материалы электронного
журнала «Дети в информационном обществе», материалы Линии помощи), а также материалы других сайтов, содержащих информацию по безопасному использованию сети Интернет. Большое значение для эффективности урока Интернет-безопасности имеет не только содержание, но и форма его проведения.
В ходе урока «Интернет-безопасность» в среднем звене обучающиеся были ознакомлены с международными стандартами в области информационной безопасности детей, которые отражены в российском законодательстве:
- Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищ?нности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.);
- № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», (направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у реб?нка искаж?нную картину мира и неправильные жизненные установки.)
Также обучающиеся ознакомились с адресами помощи в случае интернет- угрозы и интернет-насилия, номером всероссийского детского телефона доверия (8-800-2500015).
Урок проводился в различных формах: пресс-конференция (5-6 классы), урок-беседа (7-8 классы). В 9 классах проведен урок-семинар «Киберугрозы современности: главные правила их распознавания и предотвращения».
Конспект Урока безопасности в сети Интернет (учитель информатики Зубова И.Р.)
В рамках урока «Интернет-безопасность» в старших классах обучающиеся были ознакомлены с международными стандартами в области информационной безопасности детей, которые отражены в российском законодательстве Внимание обучающихся было обращено на классификацию вредоносных информационных ресурсов:
- информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей;
- информация, запрещенная для распространения среди детей;
- информация, ограниченная для распространения среди детей определенных возрастных категорий.
На уроке были затронуты следующие аспекты:
- перечень рисков, подстерегающих ребенка в сети Интернет;
- рекомендации по грамотному использованию электронной почты;
- технологии безопасного общения в средах мгновенного обмена сообщениями.
Обучающиеся были обеспечены:
- инструкциями по безопасному общению в чатах;
- советами по профилактике и преодолению Интернет- зависимости;
- общими правилами по безопасности детей в сети Интернет.
Также были рассмотрены следующие объекты, являющиеся опасными в Интернете:
- нежелательные программы;
- защита личных данных;
- мошенничество;
- виртуальные «друзья»;
- пиратство;
- on-line-игры;
- этика;
- критический подход к информации.
Важно обучающиеся были обеспечены информацией о программном обеспечении, позволяющим осуществлять безопасную работу в сети Интернет, контентной фильтрации, а также ознакомлены с адресами помощи в случае интернет- угрозы и интернет-насилия, номером всероссийского детского телефона доверия (8-800-2500015).
Для учащихся старших классов средней школы проведен урок с использованием кейс-технологии. Кейс «Новый смартфон для отца».
Материалы для проведения Единого урока по безопасности в сети Интернет были взяты на портале: Единыйурок.рф
http://единыйурок.рф/index.php/kalendar-urokov/item/99-edinyj-urok-po-bezopasnosti-v-seti-internet
А также в рамках урока:
Участвовали в квесте "Сетевичок" по адресу www.cетевичок.рф
Познакомились с сайтом "Изучи интернет и управляй им. "http://игра-интернет.рф
Побывали в ВебЛандии http://web-landia.ru/
Педагоги, учителя и родители познакомились с рекомендациями на сайте "Интернешко" http://www.interneshka.org/